Поскольку в Stellaris так много внимания уделяется исследованию космоса, расширению территории, созданию станций и флотов, можно легко забыть о планетах, на которых обитает подавляющее большинство вашего населения. Планетарные колонии, без сомнения являются одним из наиболее важных аспектов экономики и инфраструктуры империи, по сути выступая в качестве фундамента, на котором стоит остальная часть вашей Империи, поэтому вам, вероятно следует позаботиться о них.
Каждая Империя начинается с одной планеты в качестве своей родной планеты и столицы, с основной целью найти новые пригодные для жизни планеты для колонизации. При правильном управлении планеты могут обеспечивать как потребности населения, так и потребности Империи. При поиске нового мира для колонизации важно убедиться, что он пригоден для проживания вашей Империи. Это, естественно, повысит уровень счастья и стабильности населения и потребует меньше ресурсов, чтобы поддерживать жизнь колонии, как продукты питания и товары народного потребления.
Районы представляют собой большие области развития на планете, предназначенные для определенной цели, будь то жилье или сбор ресурсов. Общее количество районов, которые можно построить на планете, равно размеру планеты. Месторождения на планете еще больше ограничивают количество горнодобывающих, генерирующих и сельскохозяйственных районов. Каждый построенный район может увеличить общее разрастание вашей Империи. Чтобы производить промышленные товары, такие как товары народного потребления и сплавы, вам необходимо построить специальные здания. Строить здания можно только в зависимости от численности населения планеты. Но если вы потребуете, восстановите или построите Экуменополис, определенные районы будут полностью посвящены производству этих особых ресурсов. Планеты также могут быть назначены для определенных ролей, которые могут помочь остальной части вашей Империи.
Стабильность — это мера общей стабильности мира, социально-политической или с точки зрения функциональности дронов, если вы играете на машине или в Империю коллективного разума. На это влияют многие факторы, такие как счастье, жилье, удобства, преступность или девиантность. Настоятельно рекомендуется поддерживать стабильность на своих планетах; каждая точка стабильности немного увеличивает ресурсы от рабочих мест, торговую ценность планеты и приток иммиграции. При низкой стабильности 25% или ниже это может вызвать теракты, протесты и многое другое. В империях со значительным количеством рабов, у которых не хватает нервов, могут возникнуть голодовки и бунты.
Если стабильность планеты упадет ниже 10%, это может привести к восстанию. Количество планетарных армий повстанцев зависит от населения планеты: одна штурмовая армия на каждое население и две армии рабов на каждое порабощенное население. Если повстанческие армии будут побеждены, планета получит повышение стабильности на 20% на 10 игровых лет. Если повстанцы победят, они возьмут под свой контроль колонию, звездную базу системы и любые другие колонии, присутствующие в системе, создав новую независимую Империю. Эта мятежная Империя иногда будет присоединена к соседней враждебной Империи.
Преступность и девиантность — это меры общего уровня несоблюдения требований среди населения мира. Хотя безработица не увеличивает преступность или девиантность, она может добавлять модификаторы, которые вызывают их, если не будут приняты меры. Преступность и девиантность снижаются некоторыми Джобсами, а также руководителями губернаторов. Если не будут приняты меры по борьбе с преступностью, на планете может установиться преступный мир. Этот преступный мир можно устранить, только снизив преступную активность до 0%.
Если у вас есть DLC Megacorp, Империи с корпоративной властью могут создавать отделения в мирах другой Империи, если владелец мира имеет Коммерческий договор или Федерацию с Корпоративной Империей или является их Субъектом. Эти офисы могут предоставлять бонусы как Империи, которая их построила, так и планете, на которой они построены. Империи с Гражданским Криминальным Наследием могут создавать свои собственные отделения без коммерческого договора. Эти здания также дают бонусы как Криминальной Империи, так и планете, но они также увеличивают количество преступлений на планете. Владельцу планеты будет разрешен Casus Belli экспроприации, если будут построены какие-либо уголовные офисы.
Во время войны конкурирующие империи могут успешно вторгнуться на вашу территорию и достичь ваших планет, посылая наземные вторжения для их захвата. В этом случае ваши оборонительные армии — ваша последняя линия защиты. Количество оборонительных армий можно увеличить, строя и улучшая определенные здания, такие как цитадели и территории. Вы также можете принять решение об объявлении на планете военного положения, что повысит стабильность и повысит уровень солдатских должностей для вашего населения. При орбитальной бомбардировке можно построить планетарный щит, уменьшающий урон от бомбардировки на 50%. Однако это редкая технология, которая, скорее всего, появится не раньше середины или конца игры.
За населением планеты всегда следует внимательно следить. Если не хватает удобств, вакансий и жилой площади, это может снизить уровень счастья и стабильности населения. Если население планеты растет слишком быстро, вы можете принять Решение об объявлении контроля над населением или противодействии планетарному росту, в зависимости от того, каким законам и политике следует ваша Империя. Решения представляют собой глобальные проекты, которые могут предложить краткосрочные решения для поддержания ваших миров. В зависимости от политики вашей Империи, вы также можете переселить население, чтобы жить на других планетах, имея рабочие места и жилое пространство. Это может быть полезно для работы с безработными или бездомными, чтобы сделать их полезными. Переселение также может действовать как своего рода эвакуация вашего населения, если ему угрожает конкурирующая Империя или угроза кризиса.