Память или ОЗУ — один из наименее продуманных компонентов компьютера. Большинство из нас выбирают правильный объем памяти и не слишком заботятся о ее частоте и других характеристиках. Если он достаточно быстрый (скажем, 3000 МГц или выше), то он достаточно хорош.

Но оперативная память намного больше, чем размер флешки. Более быстрая память может заметно повлиять на производительность в играх и производительность. Кроме того, не все модули оперативной памяти одинаковы. Они могут иметь одинаковую частоту. Но их задержки и потенциал разгона могут поставить две карты RAM в совершенно разные сегменты рынка. Хотя самое важное в памяти — это ее объем, за которым следуют частота и задержки, даже задержки могут заметно повлиять на производительность.

Сегодня мы поговорим об основах оперативной памяти. О таких терминах, как частота и тайминги, а также узнайте, насколько более быстрая память влияет на производительность процессоров Intel и AMD. Мы также поговорим о приятном моменте, когда речь идет об объеме памяти, необходимом для комфортных игр и сценариев использования, связанных с работой. Наконец, мы рассмотрим, насколько большой скачок производительности вашего процессора вы можете получить, используя память в двухканальном режиме, а не в одноканальном.

Частота и задержки

Прежде всего, поговорим о частоте памяти и задержках. Базовая частота каждого модуля памяти DDR составляет половину его скорости передачи данных. Поскольку DDR ​​буквально означает двойную скорость передачи данных, все числа, которые вы видите на модулях RAM, являются их скоростями передачи данных, а не частотами. Например, DDR4 3600 МГц фактически работает на частоте 1800 МГц. Но он ведет себя так, как будто его рабочая частота составляет 3600 МГц, потому что другие компоненты могут обращаться к его данным два раза за каждый цикл.

Фактически, каждый модуль RAM работает именно так. Итак, когда вы видите модуль оперативной памяти DDR4 4000 МГц, его фактическая рабочая частота составляет 2000 МГц. Нет ничего плохого в том, чтобы обозначить скорость памяти в мегагерцах. Это потому, что каждый модуль RAM на практике работает в два раза быстрее, чем его реальная рабочая частота. В то время как частота памяти представляет собой количество раз, когда компоненты могут получить доступ к памяти в единицу времени (одну секунду), задержка — это мера времени, необходимого для начала операции с памятью.

Есть первичное, вторичное и третичное время. И хотя вторичные и третичные тайминги могут влиять на производительность, первичные тайминги имеют наибольшее влияние на производительность. Основные метки таймингов: задержка CAS (tCL), задержка RAS to CAS (tRCD), время предварительной зарядки строки (tRP) и время активности строки (tRAS). Самая важная из них — это задержка CAS. Это мера времени, необходимого памяти для ответа на запрос доступа. Мы можем рассчитать задержку CAS, разделив частоту пополам (объявленная частота). Затем мы делим число 1 на результат и, наконец, умножаем конечный результат на тайминги CL.

Например, если у нас есть память DDR4 4000 МГц с таймингом CL 17, вычисление задержки CAS будет происходить следующим образом — помните, что базовая частота отображается в циклах в секунду, что переводит 4000 МГц в 4000000000 герц, поскольку 1 МГц равняется 1000000 Гц -: (1 / (4,000,000,000 / 2)) * 17 = (1 / 2,000,000,000) * 17 = 0,0000000005 * 17 = 0,0000000085

Результат отображается в секундах, что соответствует 8,5 наносекундам. Задержка CAS памяти DDR4 3200 МГц с таймингами CL16 составляет 10 наносекунд. Это означает, что более быстрая память с более низкими таймингами CL имеет меньшую задержку CAS, чем более медленная память с более высокими таймингами. Другими словами, более низкие тайминги не всегда приводят к повышению производительности. Более быстрая память может иметь более слабые тайминги. Но он все равно будет быстрее, чем более медленная память с более жесткими таймингами CL. Задержка CAS — самая важная из четырех основных задержек. Вы можете узнать больше о других в этом руководстве по задержке памяти от Gamer’s Nexus.

Теперь, когда мы объяснили частоту памяти и задержку CAS, давайте поговорим о том, насколько более быстрая память влияет на производительность процессоров Intel и AMD.

Насколько частота памяти может повлиять на производительность процессоров Intel и AMD

Что касается производительности, процессоры AMD Ryzen могут значительно выиграть за счет более быстрой памяти. Это потому, что процессоры AMD используют технологию Infinity Fabric (IF). Infinity Fabric управляет обменом данными между процессором и другими компонентами. До тех пор, пока процессоры серии Ryzen 3000 IF и частоты памяти не были связаны вместе. На процессорах Ryzen 1- го и 2- го поколения меньший объем используемой памяти также означал более низкую частоту Infinity Fabric. Это привело к гораздо более низкой производительности при использовании более медленной памяти. Это также привело к тому, что многие модули оперативной памяти не работали с процессорами Ryzen.

Но с запуском процессоров AMD 3000 AMD позволила частоте Infinity Fabric не соответствовать частоте памяти в соотношении 1: 1. Теперь вы можете разделить две частоты. И хотя это работает, это приводит к дополнительным задержкам, поскольку две частоты не идеально синхронизированы. Конечно, вы можете оставить частоту Infinity Fabric на автоматической настройке. Это означает, что его частота будет меняться в зависимости от частоты памяти, используемой для поддержания соотношения 1: 1, что обеспечивает нулевую дополнительную задержку.

Теперь вы можете использовать любую память, которую хотите (при условии, что это DDR4), даже память с частотой более 3200 МГц, самая быстрая память, официально поддерживаемая процессорами AMD. Самая быстрая память, которая может поддерживать соотношение частот 1: 1, — это DDR4 3600 МГц. При разгоне Infinity Fabric до 1900 МГц самой быстрой памятью для поддержания соотношения 1: 1 становится DDR4 3800 МГц. Результаты показывают, что даже более медленная память с частотой 2133 МГц может иметь отличную производительность. Но только если вы разгоните Infinity Fabric и вручную снизите основные тайминги, чтобы устранить дополнительную задержку, вызванную не запуском IF с соотношением 1: 1 с частотой памяти.

Ваш лучший выбор для достижения максимальной производительности используется память DDR4 3600MHz. Он сохраняет соотношение 1: 1 с тактовой частотой Infinity Fabric (которая по умолчанию составляет 1800 МГц, что идеально соответствует фактической частоте 1800 МГц памяти DDR4 3600 МГц). Или вы можете разогнать Infinity Fabric до 1900 МГц, а затем соединить ее с памятью DDR4 3800 МГц и сохранить тактовую частоту 1: 1. Или используйте что-то вроде DDR4 3722 в сочетании с частотой ПЧ 1866 МГц.

Важно то, что независимо от того, какая у вас память, вы должны максимально сократить основные тайминги. Это потому, что более низкие тайминги улучшают производительность независимо от частоты памяти. В конце концов, лучшая отдача — это использование памяти 3200 МГц (с таймингами CL14, которые вы можете настроить дальше, если хотите), поскольку у нее лучшее соотношение между ценой и приростом производительности. И вы можете сохранить соотношение частот памяти и Infinity Fabric 1: 1 (1600 МГц для памяти и ПЧ).

Если у вас есть деньги, приобретение памяти DDR4 3600 МГц с низким временем ожидания — лучший способ повысить производительность, но не самый дешевый. И если у вас нет денег на что-то более дорогое, чем DDR4 2133 МГц, ну, ну, купите комплект с низкими таймингами. Затем попробуйте снизить их еще больше и разогнать Infinity Fabric до 1900 МГц для достижения наилучших результатов. А в играх лучшие результаты могут доходить до десяти процентов и даже больше. Все зависит от вашего графического процессора и конкретной игры.

Чтобы завершить процессоры AMD, вы можете добиться наилучших результатов, используя память DDR4 3600 МГц с более низкими временами. Вы также можете разогнать IF (который имеет проблемы с разгоном на всех моделях, кроме Ryzen 9 3900X ) и использовать память DDR4 3800 МГц. Пользователи массовых процессоров (таких как R5 3600 ) должны получить DDR4 3200 МГц. Дело в том, что хотя DDR4 2133 МГц с низким временем ожидания может дать отличные результаты, он требует разгона Infinity Fabric. А поскольку только более дорогие процессоры могут без проблем разогнать IF до 1900 МГц, использование DDR4 2133 на этих процессорах не имеет никакого смысла.

Процессоры Intel также могут повысить производительность за счет более быстрой памяти. Более быстрая память может увеличить производительность в играх примерно на десять процентов, в зависимости от названия. Но, как видите, разгон процессора и кеша увеличивает производительность в играх почти на столько же, сколько более быстрая память (DDR4 4000 МГц CL16 по сравнению с DDR4 3200 МГц CL14).

Другими словами, лучше инвестировать в лучший процессор или лучшую видеокарту, чем тратить эти деньги на более дорогую память. Когда дело доходит до флагманского процессора, такого как 10900K, вероятно, лучше инвестировать в мощную систему охлаждения AIO, которая обеспечит более высокий разгон, чем при использовании памяти быстрее, чем DDR4 3200 МГц. Если вы не ограничены в бюджете, более быстрая память в сочетании с высоким разгоном и мощной видеокартой даст наилучшие результаты. Но если у вас не хватает денег на все, откажитесь от более быстрой памяти и инвестируйте в охлаждение и графический процессор.

Но если у вас процессор Intel не K, есть загвоздка. Вы можете использовать память быстрее, чем 2933, только если вы соедините процессор 10- го поколения не K с материнской платой Z490. B460 и другие наборы микросхем 400-й серии ограничены DDR4 2666 для процессоров, отличных от K i5 и i3, и до 2933 МГц при работе с процессорами, отличными от K i7 и i9. Если вы хотите использовать более быструю память с процессорами, отличными от K, вам придется купить материнскую плату Z490. Но это не имеет смысла, поскольку платы Z490 намного дороже других чипсетов. Вы не получите заметного прироста производительности, если не выберете сверхдорогую память. К тому времени лучше потратить деньги на более быстрый процессор.

XMP и двухканальная память

Наконец, поговорим о XMP и работе памяти в двухканальном режиме. XMP (экстремальный профиль памяти) — это технология, которая обеспечивает автоматический разгон памяти. Первоначально он разработан для процессоров Intel, но может работать и на материнских платах AMD. Обычно на чипсетах AM4 он имеет другое имя, но делает то же самое. И пользователи должны включить профиль памяти XMP для каждой памяти, которая работает быстрее, чем базовая частота памяти DDR4, равная 2133 МГц. Если XMP (или эквивалент AMD) не включен, каждая память, которую вы вставляете в слот DIMM, будет работать на стандартной частоте 2133 МГц.

Итак, после установки памяти запустите ПК и откройте BIOS, а затем включите профиль памяти XMP. Или оставьте его включенным, если он был включен по умолчанию. Только не забудьте проверить, включен он или нет. Потому что вы можете потерять заметную долю производительности, если забудете включить профиль XMP.

Те карты памяти, которые вы видите, которые работают на более высоких частотах, разогнаны на заводе, и производитель гарантирует их работу с указанной частотой и временем. Так, например, если у вас есть карта памяти DDR4, которая работает на частоте 3600 МГц с таймингами CL17, она будет работать на частоте 2133 МГц, если вы не включите профиль XMP. 2133 МГц — это базовая частота DDR4, и все модули RAM работают на этой частоте, если XMP не включен. Но это не значит, что вы не можете разогнать его дальше. Как мы уже отмечали, производители протестировали скорость 3600 МГц и тайминги CL17, и с этими настройками карта памяти работает стабильно. Но при желании можно попробовать еще разогнать.

И последнее, но не менее важное — это двухканальный режим памяти. Каждая стандартная материнская плата поддерживает работу с памятью в двухканальном режиме. И большая часть памяти продается в виде комплектов из двух или четырех флешек. Это позволяет памяти работать в двухканальном режиме, поскольку для этого обе карты памяти должны иметь одинаковую частоту и тайминги. Но двухканальный режим иногда не может работать, если две карты памяти не являются полностью одинаковыми, в том числе из одной производственной серии. Вот почему вы всегда должны покупать комплекты памяти вместо отдельных флешек.

А двухканальная память может иметь огромное влияние на производительность. Тесты показывают увеличение производительности до двадцати процентов при выполнении задач. А в играх прирост производительности может быть намного выше. Это связано с тем, что в двухканальном режиме память использует два 64-битных канала данных для связи с контроллером памяти и другими компонентами вместо одного 64-битного канала. Это создает эффективный 128-битный канал, практически удваивая максимальную пропускную способность памяти. А удвоение пропускной способности памяти позволяет процессору, графическому процессору и другим компонентам использовать память гораздо более эффективно, как будто она в два раза быстрее, чем на самом деле.

Сколько памяти вам нужно для игр и других целей?

В последней части этого руководства будет рассказано о том, сколько памяти вам нужно для удобных игр и других вариантов использования. Для игр 16 ГБ ОЗУ — идеальное место для большинства пользователей. Теперь некоторые игры могут получить больше памяти, например, предстоящий Microsoft Flight Simulator, но если у вас игровая сборка среднего уровня, 16 ГБ должно быть достаточно.

Если у вас есть высокопроизводительный процессор и графический процессор и игра с разрешением 1440p или 4K, 32 ГБ оперативной памяти имеет смысл. Мы рекомендуем потратить часть того, что вы потратили на другие компоненты, чтобы удвоить объем памяти. В будущем, как только появятся консоли следующего поколения, 32 ГБ, вероятно, станут стандартом в играх. Итак, если вы планируете построить новую установку, мы рекомендуем использовать 32 ГБ ОЗУ вместо 16.

Для приложений, связанных с работой, таких как редактирование видео, рендеринг, редактирование фотографий и т. Д. 32 ГБ ОЗУ — это минимум для стабильной работы. Если у вас есть деньги, получение 64 ГБ ОЗУ может значительно повысить производительность в определенных приложениях. А если у вас есть рабочая станция на базе массового процессора (Ryzen 9 3900X или 3950X), даже 128 ГБ оперативной памяти не так уж и много.

Итак, подведем итоги. Самое главное, что касается производительности, — это объем памяти. Далее следуют частоты, за которыми следуют задержки. Частота памяти может сильно повлиять на процессоры AMD. Это может повлиять на производительность процессоров Intel, но не так сильно, как их аналоги от AMD.

Затем не забудьте включить профиль XMP после установки новой памяти. Каждая память с частотой выше 2133 МГц должна использовать XMP для работы на заявленных частотах. Далее, фактическая частота ОЗУ в два раза ниже заявленной. Но заявленная частота не является ложной, потому что она показывает, сколько раз другие компоненты могут получить доступ к памяти за одну единицу времени (одну секунду).

Наконец, вам обязательно захочется использовать память для работы в двухканальном режиме. Кроме того, хотя 16 ГБ ОЗУ достаточно для большинства пользователей, если у вас есть высокопроизводительный процессор в сочетании с высокопроизводительным графическим процессором, получите 32 ГБ ОЗУ. Вы заметите разницу в некоторых заголовках, как текущих, так и будущих.